среда, 4 декабря 2013 г.

04.12.13 День 22

День сегодняшний выдался нелегким, но и не безрезультатным.
Все ребята не справились с 2-3 делами из тех, что они запланировали. Причиной этому стало отсутствие прогулки или долгого отдыха и долгая дискуссия. Сегодня мы проводили дискуссию на тему «Источники информации». Было две части: 1) Какой самый надежный источник? 2) Какой самый удобный? Было много непонятых детям слов, и добрую часть времени мы потратили на их прояснение. Проясняли мы слова, используя меня. Лучшим способом для прояснения слов является нахождения этого слова в толковом словаре, которого у нас не оказалось. Для работы он нам необходим.  Так же нужен англо-русский, или англо-украинский словари, раз уж мы хотим развивать знания языков у детей.
В целом о дискуссии могу сказать, что ее результатами я довольна не так сильно, как результатами предыдущей. Было много отвлечений не по делу, и вместе с этим было высказано много достойных идей. Например, когда мы говорили, о надежности информации Максим в результате пришел к выводу, что любой источник по-своему не надежен. (Он сказал это словами «…никому во всем верить нельзя»). Много говорили о том, что информацию очень сложно проверить, о том, что не все написанное в интернете и даже в книгах – правда.  Говорили так же о том, что интереснее и лучше всего добывать информацию самостоятельно («…наблюдать за природой…», или «…полететь в космос…»).
Перед началом спора мы повторили его правила, поэтому особых нарушений и конфликтов не возникало.
Наблюдение: дети еще не научились переносить эти правила в жизнь. Иными словами, для них различаются два вида спора: тот, что по правилам и в кружочке и тот, что происходит в жизни и возникает спонтанно. Я ставлю перед собой задачу перенести правила из «кружочка» в спонтанно возникающие ситуации. Для этого мы тренируемся на дискуссиях и обращаем внимание на те ситуации в повседневной жизни, которые можно назвать спорными или дискуссионными. Буду благодарна за идеи тем для споров. Чтобы дискуссия проходила не так занудно, как сегодня, необходимо, чтобы тема исходила «из детей» (сегодняшнюю тему, как вы поняли, предложила я).  Вы, скорее всего, наблюдали у своего ребенка стремление поспорить с вами, или его друзьями о чем-то. Будет интересно рассмотреть именно эти темы.
Еще в самом начале дня мы планировали его немного по-новому. Мы пытались придерживаться какой-то логики в выстраивание последовательности дел. Я пыталась внедрить это и раньше, но тогда это было еще не актуально. Поскольку на начальном этапе ребята, «дорвавшись» до самостоятельного планирования, не хотели слушать советов. Теперь для них это уже не ново, и они готовы идти дальше. Кроме того у некоторых уже начинают возникать вопросы типа «А когда мне лучше сделать перерыв?» «А что вначале лучше сделать: исследование или математику?» Сегодня логика была такая: 1) вначале мы делаем самое сложное 2) дела должны чередоваться: занятие, отдых (при том, дети сами сказали, что отдых это не обязательно «перерыв», это просто дело, которое хочется делать и оно для тебя легкое).
Благодаря нашей логике п.1 все сделали математику и письмо по тетрадям. В конце дня мы подводили итоги в парах: дети разбились на пары и по очереди выступали в роле экспертов, спрашивая своего напарника о том, что ты успел сделать, что не успел, почему, что было самым легким, а что – самым тяжелым. После, собрались все вместе и обсудили, какие дела кому остались и когда их будем доделывать.
Порадовал сегодня Егор. Он успел сделать доклад, и на подведении итогов его презентовал, как это бывает обычно. После подведения итогов он сел записывать то, что произошло с ним за день, при том по своей инициативе (я на это даже не намекала). Это удивляет, потому что как заявляет сам Егор: «…писать я ненавижу».
Здесь у меня похожее на предыдущее наблюдение. У детей есть два вида письма: то, что нужно аккуратно под линеечку и в тетради для школы экстернов и то, что передает смысл, который им самим захочется, т. е. запись в их личном дневничке. И у многих явно проявляется защитная реакция на тетради-прописи. Поэтому на самом-то деле писать (в смысле выражать собственную мысль по средствам написания текста) они там не учатся, они учатся это делать в своих дневничках. И в этом случаи прописи являются сопровождающими, а дневнички—главными.

После подведения итогов  так же удивила Варя, которая сама взяла и доделала математику (ей я тоже даже не намекала об этом). Доделала, а потом еще и позвала меня, чтобы я проверила. (Такое у нас тоже получалось не сразу и не всегда).  За что и получила мою похвалу и одобрение. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий